Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития
личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных
личностных качеств. Всему этому и многому другому в значительной степени
способствует обучение игре в шахматы. Школа в наше время предъявляет к малышу,
оказавшемуся на ее пороге, массу серьезных требований. С первых же дней учебы
первоклассник должен ответственно к ней относиться, подчиняться требованиям и
правилам школьной жизни, должен обладать развитыми волевыми качествами – без
них он не сможет сознательно регулировать свое поведение, подчинять его решению
учебных задач, организованно вести себя на уроке. Произвольным, управляемым
должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребенка –
его внимание, память, мышление.
Ребенку необходимо уметь наблюдать, слушать,
запоминать, добиваться решения поставленной учителем задачи. И еще надо
последовательно овладевать системой понятий, а для этого требуется развитие
отвлеченного, логического мышления. К тому же наибольшие трудности в начальной
школе испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста
недостаточный объем знаний и навыков, а те, у которых отсутствует желание и
привычка думать, решать задачи. А это закладывается с раннего детства. Шахматы
– это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и
действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения
азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на
плоскости (что крайне важно для школы), развитию аналитико-синтетической
деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать,
сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует
формированию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность,
самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность, изобретательность и др.
Весь процесс
обучения шахматам строиться на увлекательной игре. Только таким образом ребенок
осваивает материал, не теряет к нему живого интереса.
Процесс
обучения проходит в несколько этапов:
1. Знакомство с
шахматной доской. Цель не только облегчить детям познание азов шахматной игры,
но и помочь им овладеть пространственным ориентированием на плоскости,
познакомиться с такими понятиями как: горизонталь, вертикаль, диагональ, видеть
всю доску, а также отдельное поле.
2. Знакомство с
фигурами и пешками. Для этого можно использовать стихи, игры, сказки. Например
– сказка о героической пешечке, пробившейся сквозь все преграды к заветному
полю превращения ферзя. Можно поиграть в «ладью», рассказать о ней сказку,
показать на шахматной доске ее домик, нарядить ее, начать за ней охотиться. Для
закрепления знаний о фигурах и пешках можно использовать разнообразные игры с
шахматным содержанием, такие как «Чудесный мешочек», «Кто быстрее расставит
фигуры», «Что общего и чем отличаются», «Лови – не лови», «Сделай так».
3. Обучение
правилам шахматной игры. Рассказывая детям сказку, ненавязчиво знакомить их с
различными правилами: правилами квадрата и оппозиции, рокировкой, шахматной
нотацией.
4. Решение
шахматных задач и этюдов. На этом этапе дети учатся решать различные задачи и
этюды, знакомятся с дебютом и волшебным миром комбинаций.
5. Игра в
шахматы. Это практическая часть обучения, в ней подключаются сеансы
одновременной игры и увлекательные турниры. Дети познают дух соперничества и соревнования.
Ведь если ты любишь шахматы, не страшен проигрыш, страшно не понять эту
волшебную и загадочную игру.
Отправляемся в сказочное королевство шахматных чудес!
http://dohcolonoc.ru/master-klasy/7132-master-klass-po-obucheniyu-igre-v-shakhmaty.html
Татьяна Николаевна, алгоритм есть - теперь задача - увлечь детей!)
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалить