Учите ребёнка любить живую природу! Общение с природой производит
огромное впечатление на ребёнка, учит любоваться её
красотой, воспитывает в ребёнке человечность и доброту. Изначально в
детях живет потенциал любви ко всему живому. Поэтому очень важно научить
ребёнка любить всё живое, будь то цветок или птица, котёнок или лягушка,
защищать и оберегать природу. И если малыш, подрастая, начинает губить природу,
животных, то в этом виноваты, прежде всего, взрослые, потому что уже с младенческого
возраста важно вовремя привить чувство ответственности за все живое на земле,
подавая малышу пример своим собственным поведением.
Предлагаю взрослым
высказать свою точку зрения по следующим вопросам:
- Любит ли
ваш ребенок природу? В чем это проявляется?
- Как вы
думаете, почему одни дети любят природу, оберегают животных, а другие - нет?
- Был ли у
вашего ребенка хороший поступок по отношению к природе? Какой?
- Что больше
всего, по вашему мнению, помогает воспитанию сострадания, доброго отношения ко
всему живому?
- Часто ли
вы бываете с ребенком на природе? Как проходят такие прогулки?
Взрослые должны сознавать, что для детей прогулки это путешествие в большой, многообразный мир. Ребенок исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Все это он может увидеть в природе.
Погружаясь
в этот мир, впитывая его звуки, запахи, наслаждаясь его гармонией, ребенок
совершенствуется как личность. В нем развивается и крепнет бесценное свойство
человеческой личности – наблюдательность. Все увиденное не оставляет его
равнодушным, вызывает массу вопросов – «что?», «как?», «почему?». Но очень часто родители, чувствуя свою
некомпетентность в том или ином вопросе, раздражаются, отмахиваются от
«надоевших» вопросов ребенка и результат такого отношения не замедлит
сказаться: не успев окрепнуть и развиться, интерес ребенка к природе угаснет.
Задумайтесь! Не губите хорошее зачинания в детской душе. Постарайтесь пополнить
свои знания о природе и вместе с ребенком найдите ответы на возникшие вопросы.
Для ребёнка
очень важно получать знания о живой природе. Источников для этого много –
рисунки, художественная литература, телепередачи, фильмы, непосредственное
общение.
Рассказать
ребёнку о животных можно по-разному: достоверно, поучительно, весело. Читайте с
ребёнком произведения Скребицкого, Бианки, Толстого, Тургенева, разговаривайте
о прочитанном.
Не
отстраняйте детей от ухода за животными, растениями. Наоборот необходимо
включить детей в посильную для их возраста практическую деятельность. В
процессе труда в природе совершенствуются трудовые навыки и умения
природоохранного характера.
Гуляйте с
ребёнком посещая парки, скверы, леса и поля. Наблюдайте не только за птицами и
животными, но и за насекомыми. Всматривайтесь, любуйтесь, радуйтесь и
восхищайтесь красотой мира природы, воспитывайте наблюдательность и любознательность,
доброе, бережное отношение к объектам природы. Важно помочь ребенку открыть для
себя окружающий мир природы, активно приобщая его к этому миру. От нас,
взрослых, зависит научится ли ребенок замечать, понимать и чувствовать красоту
природы.
Впечатления, полученные в детстве от
общения с природой, необыкновенно остры, они оставляют след на всю жизнь. Встречи
с природой возбуждают фантазию ребенка, способствуют развитию речевого,
изобразительного, игрового творчества.
Как
же сформировать у ребенка гуманное отношение к природе? Прежде всего через
сострадания, заботу о тех, кто в ней нуждается, помощь попавшим в беду
(животным, растениям). Но начинать надо с себя, ибо ребенок многое усваивает
благодаря подражанию взрослым и прежде всего своим родителям. Поэтому всегда
помните, что Вы вежливый и воспитанный человек.
А человек вежливый и воспитанный не позволит
весной резать, уродовать ствол березы, чтобы попробовать березовый сок. Не
ломает ветки деревьев и кустов, не рвет охапки лесных цветов. Не сбивает ногами
незнакомые нам или даже известные ядовитые грибы. Многие из них – лекарство для
лесных обитателей. Не ловит и не несёт в дом лесных зверушек и
птиц. Вежливый человек не оставит после себя свалки.
В. А.
Сухомлинский писал: "Человек стал человеком только тогда, когда увидел
красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение
соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота
идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует
больших воспитательных усилий". (Сухомлинский В.А. "Сердце отдаю
детям").
Отличный материал, Татьяна Николаевна! Очень актуальный.
ОтветитьУдалитьТатьяна Николаевна, как раз материал по подготовке к педсовету и много подсказок по наполняемости лепбука по экообъекту "Птичкина столовая". Ты как в воду смотрела, когда мы готовились к "пятиминутке"
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьТатьяна Николаевна, спасибо за полезный материал. Важно, чтобы ребенок с детства рос в гармонии с природой.
ОтветитьУдалитьС Вашего позволения размещу ссылку на школьном сайте
Как научить детей любить природу с помощью этих детских садовых проектов.
ОтветитьУдалитьСтатья о том, с чего можно начать.
https://goo.su/bA0g