воскресенье, 22 ноября 2015 г.

Как научить ребенка любить природу?

Учите ребёнка любить живую природу!  Общение с природой производит 

огромное впечатление на ребёнка, учит любоваться её красотой, воспитывает в ребёнке человечность и доброту. Изначально в детях  живет потенциал любви ко всему живому. Поэтому очень важно научить ребёнка любить всё живое, будь то цветок или птица, котёнок или лягушка, защищать и оберегать природу. И если малыш, подрастая, начинает губить природу, животных, то в этом виноваты, прежде всего, взрослые, потому что уже с младенческого возраста важно вовремя привить чувство ответственности за все живое на земле, подавая малышу пример своим собственным поведением.


Предлагаю взрослым высказать свою точку зрения по следующим вопросам:


- Любит ли ваш ребенок природу? В чем это проявляется?
- Как вы думаете, почему одни дети любят природу, оберегают животных, а другие - нет?
- Приходилось ли вам вместе с ребенком наблюдать природное явление, приметы, учить стихи о природе?
- Был ли у вашего ребенка хороший поступок по отношению к природе? Какой?
- Что больше всего, по вашему мнению, помогает воспитанию сострадания, доброго отношения ко всему живому?
- Часто ли вы бываете с ребенком на природе? Как проходят такие прогулки?


Взрослые должны сознавать, что для детей прогулки это путешествие в большой, многообразный мир. Ребенок исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Все это он может увидеть в природе.
Погружаясь в этот мир, впитывая его звуки, запахи, наслаждаясь его гармонией, ребенок совершенствуется как личность. В нем развивается и крепнет бесценное свойство человеческой личности – наблюдательность. Все увиденное не оставляет его равнодушным, вызывает массу вопросов – «что?», «как?», «почему?».  Но очень часто родители, чувствуя свою некомпетентность в том или ином вопросе, раздражаются, отмахиваются от «надоевших» вопросов ребенка и результат такого отношения не замедлит сказаться: не успев окрепнуть и развиться, интерес ребенка к природе угаснет. Задумайтесь! Не губите хорошее зачинания в детской душе. Постарайтесь пополнить свои знания о природе и вместе с ребенком найдите ответы на возникшие вопросы.
Для ребёнка очень важно получать знания о живой природе. Источников для этого много – рисунки, художественная литература, телепередачи, фильмы, непосредственное общение.
Рассказать ребёнку о животных можно по-разному: достоверно, поучительно, весело. Читайте с ребёнком произведения Скребицкого, Бианки, Толстого, Тургенева, разговаривайте о прочитанном.
Не отстраняйте детей от ухода за животными, растениями. Наоборот необходимо включить детей в посильную для их возраста практическую деятельность. В процессе труда в природе совершенствуются трудовые навыки и умения природоохранного характера.

Гуляйте с ребёнком посещая парки, скверы, леса и поля. Наблюдайте не только за птицами и животными, но и за насекомыми. Всматривайтесь, любуйтесь, радуйтесь и восхищайтесь красотой мира природы, воспитывайте наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы. Важно помочь ребенку открыть для себя окружающий мир природы, активно приобщая его к этому миру. От нас, взрослых, зависит научится ли ребенок замечать, понимать и чувствовать красоту природы.  Впечатления, полученные в детстве от общения с природой, необыкновенно остры, они оставляют след на всю жизнь. Встречи с природой возбуждают фантазию ребенка, способствуют развитию речевого, изобразительного, игрового творчества.

Как же сформировать у ребенка гуманное отношение к природе? Прежде всего через сострадания, заботу о тех, кто в ней нуждается, помощь попавшим в беду (животным, растениям). Но начинать надо с себя, ибо ребенок многое усваивает благодаря подражанию взрослым и прежде всего своим родителям. Поэтому всегда помните, что Вы вежливый и воспитанный человек.
 А человек вежливый и воспитанный не позволит весной резать, уродовать ствол березы, чтобы попробовать березовый сок. Не ломает ветки деревьев и кустов, не рвет охапки лесных цветов. Не сбивает ногами незнакомые нам или даже известные ядовитые грибы. Многие из них – лекарство для лесных обитателей.  Не  ловит и не несёт в дом лесных зверушек и птиц. Вежливый человек не оставит после себя свалки.

В. А. Сухомлинский писал: "Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий". (Сухомлинский В.А. "Сердце отдаю детям").  


4 комментария:

  1. Отличный материал, Татьяна Николаевна! Очень актуальный.

    ОтветитьУдалить
  2. Татьяна Николаевна, как раз материал по подготовке к педсовету и много подсказок по наполняемости лепбука по экообъекту "Птичкина столовая". Ты как в воду смотрела, когда мы готовились к "пятиминутке"

    ОтветитьУдалить
  3. Татьяна Николаевна, спасибо за полезный материал. Важно, чтобы ребенок с детства рос в гармонии с природой.
    С Вашего позволения размещу ссылку на школьном сайте

    ОтветитьУдалить