«Одаренность
человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к
себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать
его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод».
/В.А. Сухомлинский/
/В.А. Сухомлинский/
В группе может оказаться ребенок,
который будет заметно отличаться от других детей группы. Он задает много
вопросов, проявляя интерес к окружающему, как правило, успешен в деятельности,
знает больше, чем его сверстники, отвечает на вопросы раньше, чем воспитатель
успел их полностью сформулировать; приносит в детский сад новые интересные
книги, увлекательно пересказывает их содержание, придумывает необычные истории
и сказки, строит удивительные постройки, экспериментирует с предметами, пытаясь
понять различные закономерности.
С таким ребенком интересно общаться, но он иногда не "удобен" в общей работе с детьми: перебивает, стараясь быстрее дать ответ, задает вопросы, которые ставят Вас в тупик, навязывает свое мнение, мешает воспитателю заниматься с другими. Возможно, что это одаренный ребенок.
С таким ребенком интересно общаться, но он иногда не "удобен" в общей работе с детьми: перебивает, стараясь быстрее дать ответ, задает вопросы, которые ставят Вас в тупик, навязывает свое мнение, мешает воспитателю заниматься с другими. Возможно, что это одаренный ребенок.

Существует одаренность, которая влияет
на успешность во многих видах деятельности, и тогда она может быть названа
общей одаренностью. Общую одаренность принято подразделять на умственную и
художественную.
Умственно одаренные дети способны
правильно решать очень разнообразные познавательные задачи. Задача часто
решается в уме, легко и быстро. Ребенок может придумать совершенно неожиданный,
оригинальный ход решения задачи.

Однако, постоянные "Почему?"
могут иметь разный смысл. Дети иногда задают вопросы, чтобы привлечь внимание
взрослого, наладить с ним общение. Одаренный ребенок задает вопрос с
познавательной целью, заинтересован в получении обоснованных, неформальных
ответов. О наличии познавательных интересов свидетельствует также поведение
ребенка на занятиях, направленное на получение новой информации, решение
познавательных задач.
Одно
из ярких проявлений одаренности в дошкольном возрасте - богатство фантазии.
Одаренные дети, как правило, чаще других что-нибудь придумывают, сочиняют.
Процесс фантазирования идет легко, взрослому не надо создавать ситуацию,
которая провоцировала бы ребенка - он сам охотно сочиняет. Персонажи, о которых
идет речь в придуманной истории, чаще всего необычны, нестандартны,
фантастичны. Так, если ребенок со средним уровнем развития фантазии, придумывая
сказку про зверей, чаще всего говорит о лисе, медведе, волке, зайце, то в
сказках одаренного ребенка появляются такие персонажи как Жар-птица, бобер,
черепаха, бабочка и т.п. Действия, которые совершают эти герои, тоже необычны,
редко встречаются в рассказах и сказках других детей.
Особенностью мышления одаренного ребенка
с высоким уровнем развития умственных способностей является логичность и
последовательность рассуждений, которая не свойственна большинству детей этого
возраста. Выделяемые обычно родителями и
воспитателями в качестве признаков умственной одаренности высокое речевое
развитие, запоминание большого количества стихов и сказок, сами по себе о такой
одаренности свидетельствовать не могут. Большой объем знаний также часто
основывается на хорошей памяти ребенка, а хорошая память, хотя и характерна для
многих умственно одаренных детей, однако не является определяющим в их
развитии. Часто хорошая механическая память оказывается чисто возрастной
характеристикой дошкольников, ее уровень значительно меняется на протяжении
дальнейшей жизни ребенка.
Знания,
приобретенные на основе запоминания, могут усваиваться формально, без
достаточного осмысления, и вовсе не сказываться на уровне умственного развития
дошкольника.
У одаренных детей, особенно это
проявляется у детей со специальной одаренностью (в области математики,
изобразительной деятельности, музыки и других), могут по-разному проявляться
различные познавательные процессы. В деятельности, связанной с одаренностью,
дети гораздо лучше запоминают, дольше могут быть внимательными,
сосредоточенными, дольше сохраняют работоспособность, легче усваивают материал,
чем в других видах деятельности. Часто одаренные дети обладают также рядом
сходных личностных черт. Для них характерно упорство в достижении цели,
сопровождающееся тем, что ребенок несколько часов подряд может быть поглощен
делом, возвращаться к нему в течение нескольких дней, если что-то очень
заинтересовало ребенка или его не устраивает результат. Дети часто обнаруживают
обостренное чувство справедливости, возникающее за счет опережающего
нравственного развития. Они остро реагируют на несправедливость окружающего
мира, предъявляют высокие требования к себе и окружающим. Часто для них
характерны повышенная уязвимость и преувеличенные страхи, они чрезвычайно
чувствительны к неречевым сигналам окружающих, таким как взгляд, жест, поза.
Одаренным детям свойственен высокий энергетический потенциал: они рано
перестают спать днем, активны в течение всего времени пребывания в детском
саду.
Повышенная восприимчивость,
чувствительность к окружающему приводит к уязвимости, ранимости психики, не
способной адекватно отреагировать на такое количество воздействий. Дети многое
воспринимают на свой счет, чувствуют вину, даже когда их ни в чем не обвиняют.
Критичность к себе часто приводит к тому, что ребенок начинает плохо относиться
к самому себе, плохо себя оценивает, становится неуверенным. Взрослые не могут
понять, почему ребенок с такими большими возможностями так не уверен в себе,
чувствителен, раним. Однако часто они сами способствуют этому. Успехи детей со
средними, низкими способностями поощряются, их хвалят, замечают их достижения.
Успехи же одаренного ребенка считаются чем-то само собой разумеющимся, его не
поощряют, боясь перехвалить. И ребенок начинает сомневаться в своих
возможностях, считая, что его не отметили, потому что он сделал что-то
недостаточно хорошо.
Бывают и такие одаренные дети, которые
очень высокого мнения о своих возможностях, и взрослые также, чтобы не
перехвалить, стараются не отмечать успехи ребенка. Но ребенок нуждается в
оценке своих достижений. И поэтому следует давать ему понять, что успехи
действительно есть. Но лучше сравнивать результаты деятельности одаренного
ребенка не с результатами других детей, а с его собственными прежними
достижениями.
Одаренные дети часто находятся в сложных
взаимоотношениях с другими детьми группы. Повышенная активность и инициатива
ребенка на занятиях, стремление привлечь внимание взрослого, подкрепленное
возможностями ответить на вопросы воспитателя раньше других детей, приводит к
тому, что другие дети начитают отрицательно относиться к проявлениям одаренного
ребенка. Да и сам одаренный ребенок нередко бывает, нетерпелив по отношению к
другим детям, часто не может принять то, что предлагают дети, стоящие ниже его
в развитии. Он делает им замечания, перебивает, всячески выражает нетерпение,
досаду. Следует учить одаренного ребенка принятию окружающих. В общении с одаренным
ребенком важно быть особенно терпеливым и не забывать хвалить его, когда он
проявляет терпение, дает возможность другим детям и взрослым выразить свою
мысль полностью, закончить предложение. Уже в дошкольном возрасте следует учить
одаренных детей стараться не наносить обиды другим детям, постоянно поправляя,
уточняя, а иногда и высмеивая их высказывания и поступки. Важно объяснить
ребенку, что когда-то лучше подождать с ответом, замечанием, чтобы дать
возможность и другим детям проявиться, а не просто все время быть первым и
добиваться утверждения своего мнения.
Часто родители и воспитатели создают
вокруг одаренного ребенка "эффект ореола", ожидая от него высоких
результатов буквально во всем. Однако вполне возможно, что способности ребенка
высоки только в отдельных сферах. Одаренному дошкольнику полезно сталкиваться с
ситуациями, в которых он не блещет, не достигает вершин. Ребенок может
принимать участие и получать удовольствие от занятий, в которых он не
преуспевает. Следует дать понять ребенку, что неудача - нормальная вещь,
случающаяся со всеми.
Педагог-психолог: Алексеева Т.А.
Ниже приведены некоторые
из характерных черт детского поведения, присущего талантливым деткам.
Примечание: одаренность не
подразумевает наличие всех факторов.
- Учится
быстро и легко, все схватывает на лету
- Обладает
большим для своего возраста словарным запасом
- Способен
к логическому размышлению
- Обладает
хорошей памятью, но не любит зазубривать материал
- Не
требует к себе повышенного контроля, любит самодисциплину
- Тянется
к порядку
- Обладает
гибким мышлением, способен к составлению необычных ассоциаций
- Любопытен,
задает провокационные вопросы
- Получает
отличные оценки по большинству предметов
- Внимателен,
усидчив
- Быстро
находит ответ на поставленный вопрос
- Находчив,
способен к творческому решению проблем
- Имеет
жадный интерес к науке
- Проявляет
оригинальность устной и письменной речи
- Способен
к синтезу и абстракции
- Зачастую
доминирует над сверстниками
- В
сложных ситуациях пользуется здравым смыслом и не впадает в панику
- Способен
в полной мере осознать действительность
- Открыт
для окружающего мира
- Имеет
множество увлечений
Чтобы одаренном ребенку было легко в группе, классе, необходимо, чтобы взрослый был очень внимателен к своим воспитанникам и ученикам. Для таких детей не подойдут обычные методы и приемы работы. Для них обучение должно идти параллельно со всей группой, чтобы не потерялся интерес к познанию и не растерял ребенок свой дар. Надеюсь, Татьяна Николаевна,что проект, который начат на вашей группе. будет успешно завершен и запланированные результаты будут получены.
ОтветитьУдалитьВсё это правильно. Но вспоминаю анкетирование родителей в мае месяце. Был такой вопрос: учитывает педагог индивидуальный подход к вашему ребёнку? Большинство родителей ответили положительно, два человека ответили "не знаю". Эти двое оказались ближе к истине. Потому что группа очень переполнена детьми, в этом случае действует подход: делай как все. Я бы и рада работать по другому, но не имею такой возможности. Надеюсь, что реализация проекта подскажет эти пути.
УдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Татьяна. Очень интересный материал, я тоже затевала обсуждение по данной теме. Важно, чтобы родители поступали всегда обдуманно и взвешенно в отношении своих детей. Ваша заметка посвящена детям, а если быть точнее, то она написана в помощь родителям, которые хотят видеть своих чад умными, сообразительными, смышлеными,находчивыми, любознательными, активными и счастливыми! Удачи Вам в работе
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Анна. Стараюсь работать с родителями воспитанников так, чтобы они прислушивались к желаниям своих детей, а не решали за них, кто и чем будет заниматься. Чтобы как меньше работал принцип: я больше знаю, что моему ребёнку нужно.
Удалить