Зачем детям рассказывать об архитектуре? Архитектура – это то, что нас окружает почти всегда (кроме времени, когда мы на дикой
природе). Важно, чтобы люди (не только дети) начали замечать и анализировать,
что происходит вокруг них. Пытались понять, как устроен этот мир. Архитектура
создает определенный настрой, рождает мысли и желания.
Хорошо, когда человек может отслеживать, что именно влияет на его состояние. Иногда это делается намеренно, иногда случайно.
Хорошо, когда человек может отслеживать, что именно влияет на его состояние. Иногда это делается намеренно, иногда случайно.
Стоит знать, как защитится от этого влияния, или наоборот – куда пойти,
чтобы успокоится или вдохновится.
Например, поехать в Петергоф, чтобы развеять депрессию, или уехать в Прагу и вынашивать новые планы. Есть и более простое применение – спрятаться в маленьком закрытом пространстве на пару часов или, наоборот, найти место, где видно больше неба. Но это сложное объяснение, для взрослых. Дети по природе своей любопытны и готовы воспринимать факты и информацию «просто так», впрок. И да – им можно рассказать об архитектуре.
Для
кругозора, общего развития, развития объемно-пространственного мышления. Но больше
– для умения задавать вопросы и искать ответы: а почему так, на чем держится
вот та штука? Например, поехать в Петергоф, чтобы развеять депрессию, или уехать в Прагу и вынашивать новые планы. Есть и более простое применение – спрятаться в маленьком закрытом пространстве на пару часов или, наоборот, найти место, где видно больше неба. Но это сложное объяснение, для взрослых. Дети по природе своей любопытны и готовы воспринимать факты и информацию «просто так», впрок. И да – им можно рассказать об архитектуре.
Какой способ лучше выбрать для знакомства с архитектурой
Архитектуру, конечно, лучше всего смотреть в естественных условиях. Но
проблема в том, что очень редко на улице можно видеть архитектуру, которая
является произведением искусства. Ее приходится смотреть по картинкам. Но
детали можно увидеть и на наших многоэтажных домах. Всегда есть возможность
обратить внимание ребенка на то, что на последнем этаже многоэтажки нет окон.
Там, как правило, ряд глухих плит. Почему? Можно ли их как-то выделить? А если
ли на них нарисовать картины? А потом дома или в музее поговорить о греческих
фризах и понять, что и наши многоэтажные дома готовы принять в себя это
оформление.
Так же в любом городе можно разглядывать окна и видеть, что они разные. Даже на самых простых многоэтажных жилых домах окна хотя бы трех типов – для кухонь (маленьких комнат), для больших комнат, лестничные. А есть еще окна с балконами. И все окна разные. А на детских рисунках часто окна одинаковые. Это из-за того, что дети не заметили, не обратили внимания, не задумались. Если им сказать о том, что окна в домах разные, то, видя фотографии домов в других городах, они заметят, что окна отличаются.
Как разглядеть в малыше архитектора
Так же в любом городе можно разглядывать окна и видеть, что они разные. Даже на самых простых многоэтажных жилых домах окна хотя бы трех типов – для кухонь (маленьких комнат), для больших комнат, лестничные. А есть еще окна с балконами. И все окна разные. А на детских рисунках часто окна одинаковые. Это из-за того, что дети не заметили, не обратили внимания, не задумались. Если им сказать о том, что окна в домах разные, то, видя фотографии домов в других городах, они заметят, что окна отличаются.
Как разглядеть в малыше архитектора
Есть классический
подход: увидеть однажды, что «малыш любит строить домики». Строить
домики-укрытия любят все дети. Но если из любого конструктора малыш строит в
первую очередь дом, а не машинку – скорее всего ему это важно и нужно.
И шансы
стать архитектором у него есть. Но не обязательно архитектура должна стать
его профессией. Профессиональная
ориентация – это уже у подростков. Готовы ли они идти в архитекторы и
заниматься этим всю жизнь, или это просто увлечение – это уже решится гораздо
позже.
Сейчас важно дать основное
количество знаний, которые пригодятся и любому художнику (в самом широком
смысле этого слова) и просто для расширения кругозора…
А это:
· Дать представления об архитектуре как искусстве
создавать сооружения, их комплексы, необходимые людям для жизни и деятельности,
о разных видах архитектуры (промышленные, общественные, жилые здания;
сооружение мостов, оформление площадей, набережных, памятников).
·
Об особенностях архитектуры, ее
функциях (польза, прочность, красота). Польза связана с назначением сооружения
(функциональность), отсюда - особенность конструкции; прочность означает то,
что конструкция должна быть устойчивой, надежной, удобной для людей (например,
широкий, прочный фундамент у здания, устойчивость стен и перекрытий);
сооружение должно быть красивым и хорошо вписываться в окружающую среду.
· Декоративные элементы.
Роль материала, из которого строится здание, величина и протяженность
объемов, расположение их по вертикали и горизонтали, использование различных
архитектурных украшений (колонны, портики, арки, решетки, скульптуры,
монументальная живопись, мозаика и др.).
· Детей подводят к пониманию типичного, обобщенного образа сооружения
(например, все дома имеют цоколь, стены, крышу, двери, окна) и характерного,
индивидуального (Московский Кремль, Адмиралтейство, Большой театр и др.).
· Гармония объекта с окружающим пространством. Эстетический образ города. На экскурсиях, прогулках
дети знакомятся с архитектурой своего города, рассматривают фотографии,
иллюстрации, изображающие различные сооружения, приобретают практические
умения (строить из имеющегося в группе материала здания, мосты, улицы города,
бытовые сооружения), используют полученные знания в рисовании, аппликации,
лепке.
· Известные архитектурные сооружения России и мира.
· Труд архитектора. Подведение к пониманию того,
что автор-творец целенаправленно отбирает средства выразительности для создания
более выразительного образа. Выделение творческой манеры некоторых художников и
скульпторов.
·
При чтении литературных произведений, сказок обращать
внимание детей на описание сказочных домиков (теремок, рукавичка, избушка на
курьих ножках), дворцов.
· Воспитание
начальных ценностных установок, уважительного отношения к промыслам родного
края; развитие и поддержка детского интереса к истории народных промыслов и
искусства, необычным предметам, интересным художественным образам. Поддержка
стремления отразить впечатления и представления в собственной деятельности.
·
Проявление предпочтений и интересов в форме
коллекционирования, увлечения ручным трудом, продуктивной деятельности.
Татьяна Николаевна, очень хорошая консультация как для педагогов, так и для родителей. А ведь действительно, дети рисуют дома одинаково - теремок, это прямоугольник и треугольник(крыша), а многоэтажки - это как в действительности, коробки с окнами. А если обратить внимание хоть на маленькую отличительную детальку каждого дома, тогда и рисунки будут разные, дети начнут понимать, что же это за искусство-архитектура.
ОтветитьУдалитьТатьяна Николаевна, спасибо за представленный материал. Все так доступно и последовательно расписано. Да, здания у детей в рисунках действительно однотипные независимо от их назначения. Все по шаблону. Хотелось бы разнообразия. Причина: либо взрослый не достаточно в этом разбирается и не донес информацию до ребенка, либо ребенку это совсем не интересно.
ОтветитьУдалить