вторник, 10 мая 2016 г.

Архитектура для детей


Зачем детям рассказывать об архитектуре? Архитектура – это то, что нас окружает почти всегда (кроме времени, когда мы на дикой природе). Важно, чтобы люди (не только дети) начали замечать и анализировать, что происходит вокруг них. Пытались понять, как устроен этот мир. Архитектура создает определенный настрой, рождает мысли и желания.
Хорошо, когда человек может отслеживать, что именно влияет на его состояние. Иногда это делается намеренно, иногда случайно. 
Стоит знать, как защитится от этого влияния, или наоборот – куда пойти, чтобы успокоится или вдохновится.
Например, поехать в Петергоф, чтобы развеять депрессию, или уехать в Прагу и вынашивать новые планы. Есть и более простое применение – спрятаться в маленьком закрытом пространстве на пару часов или, наоборот, найти место, где видно больше неба. Но это сложное объяснение, для взрослых. Дети по природе своей любопытны и готовы воспринимать факты и информацию «просто так», впрок. И да – им можно рассказать об архитектуре.
Для кругозора, общего развития, развития объемно-пространственного мышления. Но больше – для умения задавать вопросы и искать ответы: а почему так, на чем держится вот та штука? 

Какой способ лучше выбрать для знакомства с архитектурой

Архитектуру, конечно, лучше всего смотреть в естественных условиях. Но проблема в том, что очень редко на улице можно видеть архитектуру, которая является произведением искусства. Ее приходится смотреть по картинкам. Но детали можно увидеть и на наших многоэтажных домах. Всегда есть возможность обратить внимание ребенка на то, что на последнем этаже многоэтажки нет окон. Там, как правило, ряд глухих плит. Почему? Можно ли их как-то выделить? А если ли на них нарисовать картины? А потом дома или в музее поговорить о греческих фризах и понять, что и наши многоэтажные дома готовы принять в себя это оформление. 

Так же в любом городе можно разглядывать окна и видеть, что они разные. Даже на самых простых многоэтажных жилых домах окна хотя бы трех типов – для кухонь (маленьких комнат), для больших комнат, лестничные. А есть еще окна с балконами. И все окна разные. А на детских рисунках часто окна одинаковые. Это из-за того, что дети не заметили, не обратили внимания, не задумались. Если им сказать о том, что окна в домах разные, то, видя фотографии домов в других городах, они заметят, что окна отличаются. 

Как разглядеть в малыше архитектора
Есть классический подход: увидеть однажды, что «малыш любит строить домики». Строить домики-укрытия любят все дети. Но если из любого конструктора малыш строит в первую очередь дом, а не машинку – скорее всего ему это важно и нужно.
И шансы стать архитектором у него есть. Но не обязательно архитектура должна стать его профессией. Профессиональная ориентация – это уже у подростков. Готовы ли они идти в архитекторы и заниматься этим всю жизнь, или это просто увлечение – это уже решится гораздо позже.
Сейчас важно дать основное количество знаний, которые пригодятся и любому художнику (в самом широком смысле этого слова) и просто для расширения кругозора…

А это:
·       Дать представления об архитектуре как искусстве создавать сооружения, их комплексы, необходимые людям для жизни и деятельности, о разных видах архитектуры (промышленные, общественные, жилые здания; сооружение мостов, оформление площадей, набережных, памятников).
·             Об особенностях архитектуры, ее функциях (польза, прочность, красота). Польза связана с назначением сооружения (функциональность), отсюда - особен­ность конструкции; прочность означает то, что конструкция должна быть устойчивой, на­дежной, удобной для людей (например, широкий, прочный фундамент у здания, устойчи­вость стен и перекрытий); сооружение должно быть красивым и хорошо вписываться в ок­ружающую среду.
·                  Декоративные элементы.
          Роль материала, из которого строится здание, величина и протяженность объемов, распо­ложение их по вертикали и горизонтали, использование различных архитектурных украше­ний (колонны, портики, арки, решетки, скульптуры, монументальная живопись, мозаика и др.).
·    Детей подводят к пониманию типичного, обобщенного образа сооружения (например, все дома имеют цоколь, стены, крышу, двери, окна) и характерного, индивидуального (Мос­ковский Кремль, Адмиралтейство, Большой театр и др.).
·                  Гармония объекта с окружающим  пространством. Эстетический образ города. На экскурсиях, прогулках дети зна­комятся с архитектурой своего города, рассматривают фотографии, иллюстрации, изобра­жающие различные сооружения, приобретают практические умения (строить из имеющегося в группе материала здания, мосты, улицы города, бытовые сооружения), используют полу­ченные знания в рисовании, аппликации, лепке.
·                  Известные архитектурные сооружения России и мира.
·       Труд архитектора. Подведение к пониманию того, что автор-творец целенаправленно отбирает средства выразительности для создания более выразительного образа. Выделение творческой манеры некоторых художников и скульпторов.   
·        При чтении литературных произведений, сказок обращать внимание детей на описание сказочных домиков (теремок, рукавичка, избушка на курьих ножках), дворцов.
·      Воспитание начальных ценностных установок, уважительного отношения к промыслам родного края; развитие и поддержка детского интереса к истории народных промыслов и искусства, необычным предметам, интересным художественным образам. Поддержка стремления отразить впечатления и представления в собственной деятельности.
·        Проявление предпочтений и интересов в форме коллекционирования, увлечения ручным трудом, продуктивной деятельности.


2 комментария:

  1. Татьяна Николаевна, очень хорошая консультация как для педагогов, так и для родителей. А ведь действительно, дети рисуют дома одинаково - теремок, это прямоугольник и треугольник(крыша), а многоэтажки - это как в действительности, коробки с окнами. А если обратить внимание хоть на маленькую отличительную детальку каждого дома, тогда и рисунки будут разные, дети начнут понимать, что же это за искусство-архитектура.

    ОтветитьУдалить
  2. Татьяна Николаевна, спасибо за представленный материал. Все так доступно и последовательно расписано. Да, здания у детей в рисунках действительно однотипные независимо от их назначения. Все по шаблону. Хотелось бы разнообразия. Причина: либо взрослый не достаточно в этом разбирается и не донес информацию до ребенка, либо ребенку это совсем не интересно.

    ОтветитьУдалить